Девушки Альмодовара
В испанском национальном кинематографе не так уж много действующих лиц. Но почти все испанцы, бравшие в руки камеру, прославили свою страну на весь мир — от Луиса Бунюэля до Карлоса Сауры, Хулио Медема и Алехандро Аменабара. В этом почетном ряду едва ли не на первом месте стоит имя Педро Альмодовара, отметившего 25 сентября свое 65-летие.
Вряд ли найдется зритель, не видевший хотя бы пары его фильмов. Среди синефилов принято считать, что дебютное кино Альмодовара лучше сегодняшнего, куда более коммерциализованного, но дон Педро — один из немногих режиссеров, в чьей в достаточно обширной фильмографии нет ни одного слабого или проходного фильма. Да, ему все труднее встраиваться в молодежные тренды, возраст все-таки солидный, зато можно опереться на репутацию киноклассика. Наградам его несть числа, в том числе два «Оскара», по паре «Золотых глобусов» и «Пальмовых ветвей», куча европейских призов.
Отличительной и уникальной чертой режиссера можно считать особое пристрастие к женским образам. Эротоман, гедонист и весельчак Альмодовар сумел направить свою энергию на раскрытие в героинях черт редкой психологической глубины. Он ценит актрис как близких друзей и любуется ими не только как эротическими объектами. Своей кинематографической славой Альмодовару обязана, в частности, подруга юности Кармен Маура, спонсировавшая (она принадлежит к влиятельному семейству, из которого вышло немало испанских политиков, включая пятикратного премьер-министра Испании Антонио Мауру) его самые ранние проекты, сделанные за копейки и мигом ставшие культовыми в интеллектуальной среде. Так, благодаря Кармен в 1980-м Педро снял первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки», основанный на собственной фотоновелле «Частые эрекции». Фильм произвел сенсацию в независимых кругах и шел в сети кинотеатров «Альфавиль» четыре года подряд на всех ночных сеансах.
Подобно многим «людям лунного света» Альмодовар с большой нежностью относится к своим главным героиням. В Испании даже есть понятие — «девушки Альмодовара», по радио крутится популярная песня, где перечисляются их имена. Это блестящий ансамбль лучших испанских звезд — изумительная Франческа Нери из «Живой плоти», красавица Виктория Абриль и смешная Вероника Форке в «Кике» и «Высоких каблуках», зрелая и прекрасная Мариса Паредес в «Цветке моей тайны» и «Все о моей матери», та же знаменитая Кармен Маура и очаровательная Мария Барранко в «Женщинах на грани нервного срыва», потрясающая Анхела Молина в «Разомкнутых объятьях» и «Цветке моей тайны».
Но не стоит забывать, что три испанских артиста благодаря фильмам Альмодовара стали голливудскими знаменитостями. Дебют Антонио Бандераса на большом экране состоялся еще в 1982 году — Альмодовар пригласил его в свой фильм «Лабиринт страстей», и первый гонорар актера составил примерно 600 долларов. Одна из главных кинодив современности Пенелопа Крус заинтересовала заокеанских продюсеров после альмодоваровской «Живой плоти» (1997), а ее нынешний муж, супермачо Хавьер Бардэм, дебютировал в «Высоких каблуках» в 1991 году.