Добро и трансвеститы
Любимый всеми и великий режиссер Альмодовар начинал с фильма «Женщины на грани нервного срыва».
Картина наполнена достоинствами и сверхколоритными типажами. У четырех женщин выразительные лица (например, у Росси де Пальмы «лошадиное лицо», увидев которое, никогда не забудешь). Они запутываются в колоритных обстоятельствах, образующих в конечном счете замкнутый круг. У первой из героинь исчезает любовник, который обнаруживается у выходящей на сцену последней. За это время происходит очень многое, не имеющее отношения к делу. Но все выносится в исходную точку. Поэтому главное заключается в них самих, в гранях их «нервного срыва».
В хорошем кино колоритные типажи не новость. Так, Феллини украшал свои картины такими экспонатами кунсткамеры, что иногда их вид приводил в ужас. Но эти фрики у Альмодовара не маргиналы в женском обличье. Они протагонисты, которые затягивают зрителя в замысловатые жизненные обстоятельства.
Главное, что этот фильм именно про нормальную жизнь. Ее части – ревность, страсть, гнев, мщение, выяснение отношений. А не совсем обычные дамы подчеркивают мысль о том, что если отвлечься на форму, то существо дела можно пропустить.
Долго же выяснять существо дела не пришлось. В фильме «Все о моей матери», который собрал огромное количество призов, ответ есть: милосердие, любовь и прощение дают надежду на возрождение жизни.
Внешне все очень колоритно. Женщина потеряла сына, разыскивает Лолу (его отца-трансвестита) с помощью подруги-трансвестита Радости, помогает заразившейся СПИДом и забеременевшей от Лолы монахине. Помогает театральной лесбиянке Дымке, впутываясь в ее отношения с актрисой-наркоманкой Ниной, усыновляет младенца умершей монахини. Эти трагедии впечатляют. Здесь есть режиссерское интриганство для зрителя. Истина заключается в том, что добро является добром, кто бы его не совершал – беременная монахиня, трансвестит, старая капризная актриса, черт лысый.