Есть женщины
Феминизация альмодоваровского кино состоит в том, что сила находится не там, где ее привыкли искать, то есть не в мышцах и не в волевом мужском характере. После «Возвращения» и «Все о моей матери» мир уверен, что Испания держится на женщинах. Все дошло до того, что испанская женщина с выразительным лицом (а не бравый Эскамильо), считается символом Испанского королевства. На одной из архитектурных биеннале экспозиционный павильон Испании состоял из плазменных экранов. С них об архитектуре вещали женщины. Префектрисы и архитектрисы, зачастую престранной наружности, заглушали друг друга, говорили про зонирование, планирование, регенерацию и реконструкцию. Не нашлось посетителя, который не почувствовал себя внутри «Женщин на грани нервного срыва».
В любом случае, Альмодовар воспевал не только женскую силу, но также и ее качество. Стандартное русское мерило доблести женщин в форме остановки на скаку коня померкло по сравнению с тем, что вытворяют героини «Возвращения». Одна из них заживо сжигает своего мужа, его любовницу, затем исчезает (ее считают умершей). Но позже она «воскресает», узнает правду об отношениях собственного мужа со старшей дочерью, отдает долг больной дочери сожженной женщины. Самая старшая дочь (Пенелопа Крус) покрывает собственную дочь-сестру, которая убила своего отчима, прячет тело в холодильнике, доверяется не самой надежной знакомой и закапывает в лесу труп.
Но самое важное проявление силы заключается в умении прощать собственного врага, в готовности искупить вину. По Альмодовару, все это дано женщинам. Поэтому у него они и олицетворяют силу.
Остается представить, каким бы занудством мог бы обернуться призыв к милосердию и терпимости, если бы в этих фильмах не было юмора.