Какие бывают структуры сценария
От структуры сценария зависит качество фильма. Существует несколько структур, к которым прибегают сценаристы и режиссёры, чтобы сделать картину интересной, интригующей и, конечно же, прибыльной. Чем они отличаются друг от друга, и помогают ли эти знания разбираться в кино?
Структура с реверсивной драматургией
Эту структуру стоит выделить, как оригинальный подход к рассказу истории, где повествование начинается в обратном хронологическом порядке. Но тот факт, что кино идёт с концовки (или почти с концовки) не означает, что идёт и возвращение к хронологической сюжетной линии. Чтобы получить такую структуру, сценарий нарезается кусками, после чего формируется рассказ от конца к началу, ориентируясь на эти разделы.
При умелой работе обратный порядок сцен может сделать кино блестящим, держать зрителя в напряжении и преподносить сюжетные сюрпризы. Каждый шаг увеличивает количество регрессии, что порождает больше вопросов. Фильмы же в хронологическом порядке теряют напряжение и интригу. Для того чтобы выстроить сюжет в обратной хронологии, мало просто нарезать сценарий. Главное, чтобы история была убедительной и интересной.
Структура «Расёмон»
Можно сказать, что эта структура зародилась с одноимённого фильма Курасавы. Суть заключается в том, чтобы передать одну и ту же историю, но с разных точек зрения. Обязательно наличие персонажа, который будет либо напоминать о событиях, либо служить ключевым их ключевым фактором. Структурная концепция сценария имеет другую фабулу, так как история, хоть и одна и та же, но имеет различия с той, что её рассказывали перед этим. Таким образом, зритель не забывает, что у одной истории могут быть разные стороны. А автору, в этом случае, предоставляется больше простора для фантазии. Хотя маневрировать здесь не удаётся, так что важно уделять внимание деталям.
Структура «Цикличная»
Под круговым (цикличным) повествованием подразумевается история, которая заканчивается там, где начинается и берёт начало со своего конца. По большей части это истории о путешествии во времени, где можно вести круговой формат повествования во всех смыслах этого слова. Здесь можно поиграть с визуальными парадоксами, показывать начало и конец одних и тех же сцен и т. д.
Структура «Нелинейная»
Для того чтобы показать одну историю, нелинейные фильмы перебрасывают зрителя то назад, то вперёд, то в сторону. То есть, события не показываются в хронологическом порядке. Главное, показать, как зритель сам может запомнить события, или же, как персонажи демонстрируют свои воспоминания о прошлом. Такой сюжет бросает вызов зрителю, который должен сложить в голове одну картину из всех сцен и сюжетных линий.
Структура «Сновидения»
По-своему уникальная структура, так как история отображается в виде эффектов снов, воспоминаний и сознания. Важно показать тонкие линии между реальностью и миром сновидений, ведь по ходу фильма эти линии могут размываться. Тогда зритель остаётся в томлении разгадать, где реальность, а где нет.