Главный «Оскар» — лучший фильм на иностранном языке
Награда за лучший фильм на иностранном языке присуждается за «превосходство в мире кино». Это была регулярная тема ежегодной церемонии с 1956 года. Для некоторых наблюдателей эта категория предоставляет «Оскарам» художественный дом, как правило, не представленный в основных фильмах. Например, фильмы Федерико Феллини, Акиры Куросавы и совсем недавно Педро Альмодовара. Это дает возможность иностранным кинематографистам побороться за международную славу и богатство, не сталкиваясь с Голливудом лицом к лицу.
Границы между Голливудом и иностранцами
Хорошие новости для критиков этой категории заключаются в том, что с тех пор, как в 1998 году восемь номинаций Роберто Бениньи и четыре «Оскара» за «Жизнь прекрасна», иностранные фильмы регулярно номинировались в других категориях. Энг Ли был номинирован на десять «Оскаров» и выиграл четыре за «Крадущийся тигр» в 2000 году, «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо выиграл три в 2007 году. Премия «Лучший режиссер» присуждается иностранным кинематографистам уже три года подряд. Многие советуют Педро Альмодовару продолжить тенденцию с победой в этом году. Могут ли эти границы между Голливудом и «иностранцами» окончательно исчезнуть? Англоцентрический характер премий всегда был объектом критики. Предоставляя привилегию на англоязычном производстве, «Оскар» продвигает невероятно старомодное мировоззрение, в котором британские, австралийские и ирландские фильмы, например, не являются «иностранными».
Чей это фильм?
Призы за лучшие фильмы на иностранном языке присуждаются странам. Эта настойчивость в праздновании национального в работе иностранных кинематографистов идет вразрез с тенденцией транснационального кинопроизводства. Посмотрите на «Левиафан» Андрея Звягинцева — единственный фильм в текущем шорт-листе, не являющийся международным совместным производством. Как австрийский режиссер, который часто снимает за пределами своей страны, в совместном производстве и регулярно на французском языке, Майкл Ханеке считает, что его фильмы, претендующие на различные территории, достойны наград. Это объясняет, что франкоязычный режиссер выиграл для Австрии приз в 2013 году. Возьмем фильм «Z», рассказ о политической коррупции в 1960-х годах во Франции на французском языке. Греческий режиссер Коста-Гаврас, тогда находившийся в Париже, не смог убедить ни одного крупного французского продюсера взять на себя проект. То, что он в конечном итоге представлял Алжир на церемонии вручения премии «Оскар», вполне случайно (у одного из его сопродюсеров были контакты там). Когда дело дошло до победы и международного кассового успеха, те же самые французские производители, должно быть, очень расстроились. «Z» был первой победой для африканской нации. В этой категории, по-прежнему доминируют крупные европейские производственные центры Франции, Италии, Испании и Германии. Педро Альмодовар является единственным носителем флага для огромного и порой блестящего латиноамериканского кинопроизводства.