Уникальный режиссер нашего времени
Педро Альмодовар, подобно Вуди Аллену, с которым его часто сравнивают, всю жизнь снимает одну длинную историю о себе. Он исследует природу эротических неврозов, коими был с детства набит под завязку. Родители отдали его учиться во францисканский колледж, прививший мальчику стойкую неприязнь к показной религиозности, табуированию секса и плотских удовольствий. С этими неврозами, подобно другому выходцу из иезуитской школы, великому Луису Бунюэлю, Педро до сих пор сражается посредством искусства.
Как и многие его знаменитые сверстники, Альмодовар — дитя европейской сексуальной революции, хотя его творческий порыв прямо не затрагивает идеи свободной любви. Он пошел дальше, и, как некогда Марсель Пруст или Ролан Барт, признал однополую любовь наиболее адекватным проявлением зрелой сексуальности. Личная философия позволила талантливому режиссеру не только внедриться в мир запретных тем, но и со временем придать им легитимность в глазах широкой аудитории. И хотя собственную ориентацию Альмодовар предпочитал не выпячивать, его кино — энциклопедия психологических и сексуальных перверсий, вплетенных в мир обывателя. Веселый исследователь и сатирик, чьи художественные приемы начисто лишены морализаторства, как автор он очевидным образом сочувствует миру униженных и оскорбленных, обожает богему и презирает буржуазию.
Герои большинства его трагикомедий — несчастные «уроды», отбросы общества, отвергнутые и оплеванные, потерянные даже внутри собственной субкультуры. Его фильмы населяют сумасшедшие, убийцы, проститутки, наркоманы, геи, трансгендеры и маньяки. Все «хорошие парни» в его картинах несут отпечаток какой-нибудь половой или психической перверсии, а все «плохие» — так называемые обычные люди. Визитной карточкой и важнейшим методом, которым пользуется режиссер, исследуя любую запретную тему, становится ирония, черный юмор, в повествование обязательно вплетен криминальный сюжет, причем надежда на хеппи-энд, как правило, тает на глазах.
Педро Альмодовар, подобно Вуди Аллену, с которым его часто сравнивают, всю жизнь снимает одну длинную историю о себе. Он исследует природу эротических неврозов, коими был с детства набит под завязку. Родители отдали его учиться во францисканский колледж, прививший мальчику стойкую неприязнь к показной религиозности, табуированию секса и плотских удовольствий. С этими неврозами, подобно другому выходцу из иезуитской школы, великому Луису Бунюэлю, Педро до сих пор сражается посредством искусства.
Как и многие его знаменитые сверстники, Альмодовар — дитя европейской сексуальной революции, хотя его творческий порыв прямо не затрагивает идеи свободной любви. Он пошел дальше, и, как некогда Марсель Пруст или Ролан Барт, признал однополую любовь наиболее адекватным проявлением зрелой сексуальности. Личная философия позволила талантливому режиссеру не только внедриться в мир запретных тем, но и со временем придать им легитимность в глазах широкой аудитории. И хотя собственную ориентацию Альмодовар предпочитал не выпячивать, его кино — энциклопедия психологических и сексуальных перверсий, вплетенных в мир обывателя. Веселый исследователь и сатирик, чьи художественные приемы начисто лишены морализаторства, как автор он очевидным образом сочувствует миру униженных и оскорбленных, обожает богему и презирает буржуазию.
Герои большинства его трагикомедий — несчастные «уроды», отбросы общества, отвергнутые и оплеванные, потерянные даже внутри собственной субкультуры. Его фильмы населяют сумасшедшие, убийцы, проститутки, наркоманы, геи, трансгендеры и маньяки. Все «хорошие парни» в его картинах несут отпечаток какой-нибудь половой или психической перверсии, а все «плохие» — так называемые обычные люди. Визитной карточкой и важнейшим методом, которым пользуется режиссер, исследуя любую запретную тему, становится ирония, черный юмор, в повествование обязательно вплетен криминальный сюжет, причем надежда на хеппи-энд, как правило, тает на глазах.
Будучи самым ярким современным представителем испанского кино, Альмодовар постоянно натыкается на сравнения — чаще всего с Фассбиндером и Бергманом. Высоколобая критика придумала ему прозвище Бунюэль для бедных. Впрочем, это скорее комплимент. Да, он не может похвастаться пристрастием к Большому Стилю, не претендует на роль столпа интеллектуального кино, презирает серьезность под маской сарказма, особенно в описании людских страстей и пороков. Педро Альмодовар берет другим: изысканным детективным сюжетом, юмором и легкостью, удивительным чутьем на актрис — на премьеры своих картин режиссер частенько приезжает на грузовике в компании подружек, разодетых в клоунские наряды, а одна из его любимых актрис, манекенщица Росси ди Пальма, и сейчас выглядит сошедшей с картин Пабло Пикассо. В мире буквально единицы сугубо национальных режиссеров, имеющих столь широкое международное признание как у публики, так и у специалистов. Впрочем, для Испании это характерно — они берут не количеством, а качеством.